Локальные нормативные акты
Положение о методическом кабинете учреждения образования «Любанский государственный колледж»
- Общие положения
1.1. Методический кабинет является методическим центром бразовательного пространства учреждения образования. 1.2. На базе методического кабинета проводится научно-методическая работа по выявлению образовательных потребностей педагогов, созданию условий для их реализации в системе повышения квалификации. 1.3. Деятельность методического кабинета регламентируется нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь, Минского областного управления образования, а также настоящим Положением.
1.4. Методический кабинет работает в соответствии с годовым планом работы государственного учреждения образования «Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей».
1.5. Заведующий методическим кабинетом назначается приказом директора учреждения образования из числа своих заместителей, методистов или наиболее опытных членов педагогического коллектива.
- Цель работы методического кабинета
Создание методических условий для непрерывного профессионального развития педагогов на основе развития деятельностных, концептуально-ценностных, рефлексивных качеств педагогов; методическое обеспечение выстраивания адекватной специфике сельскохозяйственного лицея практики повышения эффективности системы преподавания как основного способа повышения качества образования и формирования всесторонне развитой личности учащегося.
- Задачи работы методического кабинета
3.1. Создать условия для по обеспечению непрерывного профессионального роста педагогов, оказанию им методической помощи.
3.2. Осуществлять взаимодействие с профессионально-педагогическими научными учреждениями республики, методическими службами других общеобразовательных учреждений, а также координировать взаимодействие всех методических образований учреждения образования.
3.3. Осуществлять анализ результативности методической работы в учреждении образования.
3.4. Диагностировать запросы и методические затруднения педагогов.
3.5. Изучать и обобщать педагогический опыт, развивать и поддерживать исследовательскую инициативу преподавателей и мастеров производственного обучения.
3.6. Создавать систему информационно-методической поддержки внедрения нового и обновленного содержания образования, использования современных развивающих технологий и средств обучения.
3.7. Систематизировать нормативные документы, инструктивно-методические документы письма и рекомендации, периодические издания, тематические подборки материалов периодической печати); литературу по самообразованию в помощь педагогу (по вопросам воспитания, методики преподавания, педагогическим технологиям, управлению)
- Содержание работы методического кабинета
4.1. На базе методического кабинета: - обеспечивается оперативная методическая помощь педагогам по проблемам профессиональной деятельности, организации образовательного процесса, методической работы; - организуется методическая поддержка педагогам в инновационной деятельности, в разработке учебных программ; - организуется исследовательская деятельность педагогов; - разрабатываются методические пособия и апробируются новые педагогические технологии и др.;
- создаются временные творческие группы по реализации деятельности по методическому направлению;
- оказывается помощь педагогам в подготовке к аттестации; - проводятся совещания, заседания методических комиссий, занятия творческих групп,
- выявляются образцы положительного педагогического опыта и организуется их освоение; - ведутся занятия педагогических творческих мастерских; - проводятся тематические педагогические выставки.
4.2. Методический кабинет должен иметь следующие материалы:
- материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению
положительного педагогического опыта, творческих проектов, конкурсных работ;
- материалы деятельности методических комиссий;
- материалы методических мероприятий;
- материалы открытых уроков и внеурочных мероприятий;
- материалы по реализации программы деятельности ведущего
государственного учреждения образования в системе профессионально-технического образования по направлению «Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования по квалификации «Штукатур».
Положение о Школе начинающего преподавателя и мастера производственного обучения
Общие положения
- Школа начинающего преподавателя и мастера производственного обучения (далее – Школа) представляет собой структурное подразделение методической службы учреждения образования.
- Деятельность Школы направлена на создание благоприятных условий, стимулирующих мотивацию становления и развития профессиональной компетентности молодых педагогов на основе обеспечения свободы профессионального выбора, возможности самостоятельного творчества и поиска, позволяющих раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал как самого педагога, так и обучающихся в целях поддержания лучших традиций учреждения образования.
Цель работы Школы
Создание условий для формирования профессиональной компетентности молодого специалиста, потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности педагога.
Задачи Школы:
- обеспечить успешную адаптацию молодого специалиста;
- создать ситуацию успешности работы молодого специалиста;
- способствовать развитию личности молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике его профессионализма;
- содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста.
Организация деятельности Школы
- Школа организуется на основании решения педагогического совета.
- Школа работает в соответствии с планом работы, составленному на учебный год.
- За молодым специалистом закрепляется наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов лицея, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания, психологии.
- Кандидатура наставника рассматривается на заседании педагогического совета лицея и назначается приказом директора лицея
- Занятия в Школе молодого специалиста проводятся не реже 1 раза в два месяца в форме: открытых и закрытых заседаний; практикумов; круглых столов; семинаров; дискуссий; конкурсов.
- В период между заседаниями с молодыми специалистами проводятся: консультации по основным вопросам образовательного процесса;
осуществляется совместная деятельность наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;
организуется обмен опытом наставников с молодыми специалистами;
организуется посещение уроков и мероприятий;
изучаются технологии современных учебных занятий и связанные с этим проблемы.
- Организация работы Школы возлагается на методиста.
- Контроль за деятельностью молодых специалистов преподавателей учебных предметов профессионального компонента учебного плана, мастеров производственного обучения возлагается на заместителя директора по учебно-производственной работе, преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента учебного плана – на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Права и обязанности наставника:
- ознакомить молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива лицея;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к преподавателю, мастеру производственного обучения, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда);
- помочь проанализировать содержание учебных программ, структуру учебного предмета;
- оказать помощь в составлении планирующей документации, подборе материала для повторения, практических и лабораторных работ, тематического контроля и контрольных работ, тематических экскурсий, наглядных пособий;
- проводить обучение конструированию учебных занятий и мероприятий;
выявить и устранить затруднения в организации учебных занятий;
посещать уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
- совместно с молодым специалистом разрабатывать траекторию индивидуальной деятельности и творческого роста педагога с учетом уровня интеллектуального развития и профессиональной подготовки;
- контролировать и направлять работу молодого специалиста по самообразованию;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу лицея, обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста.
Права наставника:
- требовать отчет о педагогической деятельности молодых специалистов;
- подключать к обучению молодого специалиста других педагогических работников лицея.
Обязанности молодого специалиста:
- знать нормативные и правовые документы в сфере образования;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;
- учиться у наставника эффективным методам и формам работы.
Права молодого специалиста:
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
-участвовать в областных и внутрилицейских методических мероприятиях;
- вносить предложения по совершенствованию работы Школы;
- защищать профессиональные честь и достоинство.
Документация Школы:
- положение о Школе;
- план работы Школы;
- методические рекомендации;
- протоколы заседания Школы.
ПОЛОЖЕНИЕ о методической комиссии преподавателей учебных предметов профессионального компонента и мастеров производственного обучения
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Деятельность методической комиссии преподавателей учебных предметов профессионального компонента (далее - методической комиссии) регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, Уставом лицея, Положением о методической комиссии и локальными нормативными документами.
- Председатель методической комиссии, состав методической комиссии утверждаются приказом руководителя учреждения образования сроком на один учебный год.
- В состав методической комиссии входят преподаватели учебных предметов профессионального компонента учебного плана, мастера производственного обучения, в том числе работающие по совместительству.
- Общее руководство работой методической комиссии, утверждение планов
работы методической комиссии осуществляет руководитель учреждения образования.
- Возглавляет методическую комиссию председатель, который назначается
руководителем учреждения образования из числа преподавателей, мастеров производственного обучения, имеющих первую или высшую квалификационные категории.
- Направлениями работы методической комиссии являются:
- взаимодействие со структурными подразделениями лицея по вопросам обеспечения качества образования;
- интеграция образовательного процесса с производством;
- участие в экспериментальной и инновационной деятельности учреждения образования;
- организация самообразовательной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения;
- изучение и обобщение педагогического опыта, проведение открытых уроков и мероприятий;
- изучение учебно-методической документации, учебных изданий, средств обучения (в том числе электронных), которые используются в образовательном процессе;
- совершенствование педагогического мастерства, оказание помощи начинающим преподавателям, мастерам производственного обучения.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
- Основная цель методической комиссии заключается в создании организационно-методических условий непрерывного профессионального роста педагогических работников через совместный поиск, внедрение лучших традиционных методик и образовательных технологий, взаимным профессиональным общением, обменом опытом, определением единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов учебно-познавательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности педагога.
- Работа методической комиссии в различных видах деятельности предполагает решение следующих задач:
- организовывать образовательный процесс в соответствии с нормативными актами, определяющими деятельность учреждений профессионально-технического образования;
- содействовать совершенствованию профессионального мастерства педагогических работников лицея;
- обеспечению мобильности образовательных программ подготовки, скоординированности взаимодействия с организациями-заказчиками кадров;
- оказывать методическую помощь начинающим преподавателям, мастерам производственного обучения в соответствии с принципом педагогического сотрудничества.
- разрабатывать, совершенствовать учебно-программную документацию;
- вырабатывать единые требования к оценке знаний и умений обучающихся;
- изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, обеспечивающий развитие творческого потенциала обучающихся, активизацию их познавательной деятельности;
- внедрять методики, технологи, направленные на улучшение качества подготовки обучающихся;
- осуществлять анализ, оценку развития учебно-материальной базы по учебным предметам профессионального компонента учебного плана.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
- Содержание работы методической комиссии в каждом отдельном случае определяется с учетом конкретных задач, стоящих перед лицеем.
- Содержанием работы методической комиссии является:
- разработка, рассмотрение и корректировка учебно-планирующей документации: тематических панов по учебным предметам, факультативным занятиям, перспективно-тематического планирования по учебным предметам профессионального компонента учебного плана;
- внедрение и использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, средств и методов обучения;
- разработка учебно-методических комплексов учебных предметов, разработка материалов для осуществления контроля знаний обучающихся, итоговой аттестации;
- подготовка и обсуждение учебно-методических материалов, дидактических материалов по учебным предметам, статей, выступлений, отчетов, докладов, подготовленных преподавателями методической комиссии для публикации (издания), выступления на педагогическом совете, участия в семинаре и т. д.;
- непрерывное совершенствование педагогического и методического мастерства преподавателей, мастеров производственного обучения методической комиссии через участие в научно-методических, обучающих и информационных мероприятиях по обмену опытом работы (семинары, практикумы, выставки, смотры, конкурсы, акции и т. д.);
- подготовка, проведение и обсуждение открытых уроков, организация взаимопосещения учебных занятий преподавателями и мастерами производственного обучения;
- организация взаимных посещений занятий преподавателями других методических комиссий с целью обмена опытом, совершенствования методики преподавания учебных предметов, изучения и использования межпредметных связей;
- организация, руководство и контроль творческой деятельности обучающихся по учебным предметам, обеспечение их участия в конкурсах, олимпиадах;
- ведение профориентационной работы;
- оказание помощи начинающим преподавателям, мастерам производственного обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
- План работы методической комиссии составляется сроком на 1 год и утверждается руководителем учреждения образования. В составлении плана участвуют председатель методической комиссии, преподаватели, мастера производственного обучения, входящие в состав методической комиссии.
- Заседания методической комиссии проводятся в соответствии с утвержденным планом, но не реже одного раза в месяц.
- По итогам заседаний методической комиссии выносятся рекомендации для всех членов методической комиссии.
- Председатель методической комиссии оформляет протоколы заседаний методической комиссии.
- При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических комиссий, проводятся совместные заседания методических комиссий.
- По мере необходимости могут проводиться незапланированные заседания методической комиссии, которые ведутся в соответствии с основными требованиями к ведению заседаний.
- Контроль деятельности методической комиссии осуществляют руководитель учреждения образования, заместитель директора по учебно-производственной работе.
- Документация методической комиссии хранится у председателя методической комиссии и включает:
- положение о методической комиссии;
- список членов методической комиссии;
- анализ работы методической комиссии за предыдущий учебный год;
- план работы методической комиссии на текущий учебный год;
- протоколы заседаний методической комиссии;
- перечень тем самообразования членов методической комиссии.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
И ЧЛЕНОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
- Председатель и члены методической комиссии имеют право:
вносить на рассмотрение предложения по улучшению образовательного процесса и совершенствованию методов работы, по устранению имеющихся в деятельности лицея недостатков;
вносить предложения о представлении учащихся к различным формам морального и материального поощрения за успехи в учебе и активное участие в творческих делах;
ходатайствовать перед администрацией лицея о поощрении преподавателей и мастеров производственного обучения методической комиссии за высокие результаты профессиональной деятельности;
готовить предложения и рекомендовать преподавателей и мастеров производственного обучения для повышения квалификационной категории;
- Члены методической комиссии обязаны:
- обеспечивать полное и качественное выполнение образовательных стандартов, учебных программ;
- участвовать в разработке учебно-программной документации;
- оформлять учебно-программную документацию, перспективно-тематическое планирование, тематические планы по учебным предметам, факультативным занятиям;
- изучить индивидуальные качества учащихся, способствовать развитию их способностей и склонностей;
- посещать заседания методической комиссии, принимать активное участие в ее работе;
- непрерывно совершенствовать педагогическое и методическое мастерство через участие в научно-методических, обучающих и информационных мероприятиях по обмену опытом работы, а также через курсы повышения квалификации;
- участвовать в разработке положений и планов проведения конкурсов, олимпиад, которые проводятся в рамках методической комиссии, а также в организации их проведения;
- осуществлять руководство и контроль творческой деятельности обучающихся по учебным предметам, обеспечивать их участие в конкурсах, олимпиадах;
- оказывать помощь преподавателям в обобщении опыта работы, при подготовке аттестационных материалов;
- проводить открытые уроки и мероприятия, посещать уроки и мероприятия других преподавателейи мастеров производственного обучения методической комиссии, участвовать в их обсуждении;
- нести ответственность за результаты и качество своей работы.
- Председатель методической комиссии организует:
- проведение заседаний методической комиссии;
- работу с начинающими преподавателями и мастерами производственного обучения;
- подготовку и проведение открытых учебных занятий, взаимопосещение уроков и мероприятий.
- Председатель методической комиссии готовит к утверждению анализ работы методической комиссии за учебный год, план работы методической комиссии на предстоящий учебный год.
ПОЛОЖЕНИЕ о методической комиссии преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Деятельность методической комиссии преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента (далее - методической комиссии) регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, Уставом лицея, Положением о методической комиссии и локальными нормативными документами.
- Председатель методической комиссии, состав методической комиссии утверждаются приказом руководителя учреждения образования сроком на один учебный год.
- В состав методической комиссии входят преподаватели учебных предметов общеобразовательного компонента учебного плана, в том числе работающие по совместительству.
- Общее руководство работой методической комиссии, утверждение планов
работы методической комиссии осуществляет руководитель учреждения образования.
- Возглавляет методическую комиссию председатель, который назначается
руководителем учреждения образования из числа преподавателей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.
- Направлениями работы методической комиссии являются:
- взаимодействие со структурными подразделениями лицея по вопросам обеспечения качества образования;
- организация самообразовательной деятельности преподавателей;
- изучение и обобщение педагогического опыта, проведение открытых уроков и мероприятий;
- изучение учебно-методической документации, учебных изданий, средств обучения (в том числе электронных), которые используются в образовательном процессе;
- совершенствование педагогического мастерства, оказание помощи начинающим преподавателям.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
- Основная цель методической комиссии заключается в создании организационно-методических условий непрерывного профессионального роста педагогических работников через совместный поиск, внедрение лучших традиционных методик и образовательных технологий, взаимным профессиональным общением, обменом опытом, определением единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов учебно-познавательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности педагога.
- Работа методической комиссии в различных видах деятельности предполагает решение следующих задач:
- организовывать образовательный процесс в соответствии с нормативными актами, определяющими деятельность учреждений профессионально-технического образования;
- содействовать совершенствованию профессионального мастерства педагогических работников лицея;
- оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в соответствии с принципом педагогического сотрудничества.
- совершенствовать учебно-программную документацию;
- вырабатывать единые требования к оценке знаний и умений обучающихся;
- изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, обеспечивающий развитие творческого потенциала обучающихся, активизацию их познавательной деятельности;
- внедрять методики, технологи, направленные на улучшение качества подготовки обучающихся;
- осуществлять анализ, оценку развития учебно-материальной базы по учебным предметам общеобразовательного компонента учебного плана.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
- Содержание работы методической комиссии в каждом отдельном случае определяется с учетом конкретных задач, стоящих перед лицеем.
- Содержанием работы методической комиссии является:
- разработка, рассмотрение и корректировка учебно-планирующей документации: тематических панов по учебным предметам, факультативным занятиям, перспективно-тематического планирования по учебным предметам общеобразовательного компонента учебного плана;
- внедрение и использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, средств и методов обучения;
- разработка недостающих учебно-методических комплексов по учебным предметам общеобразовательного компонента учебного плана;
- разработка материалов для осуществления контроля знаний учащихся;
- подготовка и обсуждение учебно-методических материалов, дидактических материалов по учебным предметам, статей, выступлений, отчетов, докладов, подготовленных преподавателями методической комиссии для публикации (издания), выступления на педагогическом совете, участия в семинаре и т. д.;
- непрерывное совершенствование педагогического и методического мастерства преподавателей методической комиссии через участие в научно-методических, обучающих и информационных мероприятиях по обмену опытом работы (семинары, практикумы, выставки, смотры, конкурсы, акции и т. д.);
- подготовка, проведение и обсуждение открытых уроков, организация взаимопосещения учебных занятий преподавателями методической комиссии;
- организация взаимных посещений занятий преподавателями других методических комиссий с целью обмена опытом, совершенствования методики преподавания учебных предметов, изучения и использования межпредметных связей;
- организация, руководство и контроль творческой деятельности обучающихся по учебным предметам, обеспечение их участия в конкурсах, олимпиадах;
- оказание помощи начинающим преподавателям.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
- План работы методической комиссии составляется сроком на 1 год и утверждается руководителем учреждения образования. В составлении плана участвуют председатель методической комиссии и преподаватели, входящие в состав методической комиссии.
- Заседания методической комиссии проводятся в соответствии с утвержденным планом, но не реже одного раза в месяц.
- По итогам заседаний методической комиссии выносятся рекомендации для всех членов методической комиссии.
- Председатель методической комиссии оформляет протоколы заседаний методической комиссии.
- При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических комиссий, проводятся совместные заседания методических комиссий.
- По мере необходимости могут проводиться незапланированные заседания методической комиссии, которые ведутся в соответствии с основными требованиями к ведению заседаний.
- Контроль деятельности методической комиссии осуществляют руководитель учреждения образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
- Документация методической комиссии хранится у председателя методической комиссии и включает:
- положение о методической комиссии;
- список членов методической комиссии;
- анализ работы методической комиссии за предыдущий учебный год;
- план работы методической комиссии на текущий учебный год;
- протоколы заседаний методической комиссии;
- перечень тем самообразования членов методической комиссии.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
И ЧЛЕНОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
- Председатель и члены методической комиссии имеют право:
вносить на рассмотрение предложения по улучшению образовательного процесса и совершенствованию методов работы, по устранению имеющихся в деятельности лицея недостатков;
вносить предложения о представлении учащихся к различным формам морального и материального поощрения за успехи в учебе и активное участие в творческих делах;
ходатайствовать перед администрацией лицея о поощрении преподавателей методической комиссии за высокие результаты профессиональной деятельности;
готовить предложения и рекомендовать преподавателей для повышения квалификационной категории;
- Члены методической комиссии обязаны:
- обеспечивать полное и качественное выполнение образовательных стандартов, учебных программ;
- участвовать в разработке учебно-программной документации;
- оформлять перспективно-тематическое планирование, тематические планы по учебным предметам, факультативным занятиям;
- изучить индивидуальные качества учащихся, способствовать развитию их способностей и склонностей;
- посещать заседания методической комиссии, принимать активное участие в ее работе;
- непрерывно совершенствовать педагогическое и методическое мастерство через участие в научно-методических, обучающих и информационных мероприятиях по обмену опытом работы, а также через курсы повышения квалификации;
- участвовать в разработке положений и планов проведения конкурсов, олимпиад, которые проводятся в рамках методической комиссии, а также в организации их проведения;
- осуществлять руководство и контроль творческой деятельности обучающихся по учебным предметам, обеспечивать их участие в конкурсах, олимпиадах;
- оказывать помощь преподавателям в обобщении опыта работы, при подготовке аттестационных материалов;
- проводить открытые уроки и мероприятия, посещать уроки и мероприятия других преподавателей методической комиссии, участвовать в их обсуждении;
- нести ответственность за результаты и качество своей работы.
- Председатель методической комиссии организует:
- проведение заседаний методической комиссии;
- работу с начинающими преподавателями;
- подготовку и проведение открытых учебных занятий, взаимопосещение уроков и мероприятий.
- Председатель методической комиссии готовит к утверждению анализ работы методической комиссии за учебный год, план работы методической комиссии на предстоящий учебный год.