Рекомендации по подготовке к экзамену

Русский язык

Рекомендации

по написанию экзаменационного изложения

 

Предлагаемый порядок действий поможет вам успешно написать экзаменационное изложение по русскому языку:

- вдумайтесь в заглавие текста;

- соотнесите заглавие с темой и основной мыслью;

- определите стиль речи, ведущий тип речи;

- уловите ход развития основной мысли;

- наметьте микротемы, составьте рабочий план;

- определите типы речи для микротем;

- отметьте, какие сведения и языковые средства особенно важны для раскрытия темы и проведения основной мысли;

- обдумайте построение каждой части, требования к средствам языка;

- воссоздайте в памяти текст с учётом стиля, темы, основной мысли, типа речи;

- помните о композиционной стройности, логичности, последовательности высказывания, лексическом и синтаксическом богатстве речи, точности выражения мысли; соблюдайте абзацы;

- прочитайте написанное и постарайтесь оценить, удалось ли реализовать замысел текста, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка, усовершенствовать текст;

- проверьте изложение с учётом орфографических и пунктуационных норм.

 

Перед началом экзамена постарайтесь избежать волнения. Слушайте текст сосредоточенно, обращая внимание на • эмоциональную окраску предложений текста. Настройте себя на вдумчивое запоминание. Не торопитесь при переписывании изложения, внимательно проверьте написанное.

 

УДАЧИ ВАМ!

ПАМЯТКА

САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАЕМ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

  1. НА СВОБОДНЫХ ТРЕТЬИХ СТРОКАХ ЧЕРНОВИКА РУЧКОЙ ЗАПИШИ СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПРОВЕРЬ РАССТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.

  

  1. РАЗМЕТЬ АБЗАЦЫ.

 

  1. ПРОВЕРЬ, НЕ ПРОПУСТИЛ ЛИ ТЫ ЧЕГО-ТО ВАЖНОГО.

 

  1. ПЕРЕЧИТАЙ ТЕКСТ И ПРОВЕРЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.

 

  1. ПЕРЕПИШИ ТЕКСТ В ТЕТРАДЬ.

 

  1. ЕЩЁ РАЗ ПРОВЕРЬ ТЕКСТ.

 

  1. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПОЛЬЗУЙСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ.

 

 

 

Как писать изложение

1.Как слушать текст первый раз.

а) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.

б) Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

  1. Как работать в перерыве после первого чтения.

а) Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике. Тема (О чем говорится в тексте?) определяется различными способами:

по началу текста;         по ключевым словам;               по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора);       по заглавию текста.

б) Определить и записать подробно тему текста в черновике. Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста);

     Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

     Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

     Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);    - аргументы (доказательства);    - вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение: ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

в) Определить и записать основную мысль текста в черновике.

г) Определить, какие слова повторяются в тексе и как в рабочих материалах их можно сокращённо записать.

  1. Как слушать текст второй раз.

а) На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности запись ключевых слов и словосочетаний, отдельных фраз, но не старайтесь записывать дословно. Необходимо проникнуть в суть текста, следить за логической связью микротем и их последовательностью.

б) Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Или в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

  1. Написать черновик

а) Проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.

б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.

в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).

г) Проверить черновик.

 

Как писать сжатое изложение

  1. Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение.
  2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
  3. Подчеркните ключевые слова темы одной чертой.
  4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
  5. Подчеркните предложение, в котором сформулирована основная мысль - это простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чем), а сказуемое - то «новое», что по этой теме будет говориться. Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно! Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. Подчеркните слова, с помощью которых раскрывается основная мысль или найдите предложение, в котором она сформулирована.
  6. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  7. Выделите микротемы: в каждом абзаце сравните подчеркнутые слова темы с ключевыми словами микротемы, подчеркните или исключите несущественные.
  8. Определите, какие приёмы компрессии будете использовать, обозначьте их графически: ____________- ключевые слова;

( ) - исключение слов, части предложения;

/ / - замена предложения с прямой речью на предложение с косвенной;

< >- передать смысл предложения, сохраняя ключевые слова;

[ ] - объединить несколько предложений в одно, сохраняя основную мысль;

O - однородные члены предложения заменить обобщающим словом;

+ - объединить простые предложения в сложное.

  1. Напишите черновой вариант изложения.

Проверьте написанное изложение не менее двух раз. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,

- нет ли у вас грамматических ошибок,    - не нарушена ли связь слов,

- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).

Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.

Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

     Перечитайте ещё раз изложение и аккуратно перепишите. Объём изложения - не менее 90 слов.

Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение, будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.

Способы сжатия текста:  

1) исключение подробностей, деталей;      

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения. Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются: а) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; б) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Основные языковые приёмы компрессии исходного текста:

1.Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым и сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; перевод прямой речи в косвенную.    

2.Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями; сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

3.Слияния: слияние нескольких предложений в одно; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

 

Готовимся к экзамену

Как проходит экзамен в письменной форме (изложение)?

 

Во время проведения    экзамена  работа должна выполняться учащимися самостоятельно, поэтому   не проводятся устный пересказ прослушанного и коллективное составление плана.

Экзамен проходит так:

  1. Вступительное слово преподавателя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).
  2. При необходимости объясняется лексическое значение  отдельных слов и выражений и записываются  на доске (как правило, это заимствованные слова, которые редко употребляются, или слова из лексики ограниченного употребления: профессионализмы, диалектизмы, историзмы и архаизмы).
  3. Чтение текста преподавателем.
  4. Небольшая пауза (до пяти минут), во время которой учащиеся сосредотачиваются на услышанном, могут кратко записать основную мысль, ключевые слова, фамилии, географические названия, даты, цифры и т.п.
  5. Второе прочтение текста преподавателем и восприятие текста на слух, во время которого учащиеся могут сделать записи в черновике в виде плана, отдельных слов, словосочетаний, необходимых для раскрытия основной мысли, для связи частей текста и т. п.
  6. Написание учащимися изложения в черновике в полном или сокращенном варианте (для экономии времени можно сокращать отдельные слова или фразы).
  7. Усовершенствование написанного (редактирование). Этому этапу работы учащиеся должны уделить 15-20 минут, что даст возможность улучшить языковое оформление текста, достичь большей точности в выражении мыслей, перестроить предложения в случае затруднений в расстановке знаков препинания, заменить слова, правописание которых является сомнительным.
  8. Выполнение работы в чистовике (переписывание). Учащиеся должны стараться писать аккуратно, без исправлений, согласно нормам оформления письменного текста (деление на абзацы).
  9. Самостоятельная проверка написанного.

Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.

 

Рекомендации по написанию экзаменационного изложения

 

  1. При первом прочтении слушайте текст внимательно. Обратите внимание, какой тип речи свойственен ему, особенности какого стиля речи вам необходимо передать. Сформулируйте для себя тему и главную мысль текста
  2. Когда текст читается второй раз, вы можете сделать какие-нибудь пометки: опорные слова и сочетания слов, содержание прямой речи и т.д.
  3. Теперь вам необходимо изложить текст. Сначала запишите его так, как он вам запомнился. Потом загляните в записи, сделанные во время второго прочтения, и внесите необходимые изменения, дополнения.
  4. Прочитайте, что у вас получилось; при этом следите за тем, чтобы высказывание было последовательным, логичным, чтобы не было предложений, смысл которых тяжело или вообще невозможно понять (неправильно построенное предложение, пропущено слово, неудачный порядок слов и т.д.). Если необходимо, перестраивайте предложения, заменяйте или переставляйте слова.
  5. Прочитайте текст ещё раз, обращая внимание на то, удачно ли вы поделили его на абзацы. При последующем прочтении проверьте написание слов и постановку знаков препинания. Важно осмыслить, для чего необходим тот или иной знак препинания (что он разделяет или выделяет) и какой знак должен стоять в каждом конкретном случае (если вы не уверены, лучше перестроить предложение таким образом, чтобы знак препинания не вызывал у вас сомнений).
  6. Несколько минут отдохните, а потом переписывайте работу на чистовик. Старайтесь не делать исправлений, пишите разборчиво.
  7. Перечитайте текст ещё раз. Сверьте чистовик с черновиком (не пропустили ли вы какое-нибудь слово, знак препинания). Если позволяет время, немного отдохните и потом ещё раз прочитайте свою работу так, как читали черновик.

 

Советы по подготовке и написанию изложения

Изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести.

 

1.Сосредоточься и вооружись пишущей ручкой/карандашом. Это предостережёт тебя от возможных фейлов (прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке и т. д.).

2.Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.

3.Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию. Удобнее писать черновик изложения карандашом или ручкой с тонким стержнем.

4.Делая пометки, не записывай длинные слова полностью — сокращай их. Но не переусердствуй.

5.Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.

6.Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора, а это весьма удобно. Например, не знаешь, как правильно писать слово — замени синонимом или пропусти его (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.

7.Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.

8.Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.

 

Удачи на экзамене!

 

Памятка

Техника повторения перед экзаменом

1.Готовиться к экзамену лучше вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу помогать, объяснять трудные вопросы, переспрашивать.

2.Даты, фамилии, исторические названия выписывай на отдельный лист. Можешь повесить его над столом.

3.Повторяй материал большими частями.

4.Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запоминается только то, что понимаешь.

5.Помни о перерывах в работе.

6.Не забывай о спорте.

 

свернуть