ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Данный алгоритм разработана на основании Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 года № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов».
- Оказание ситуационной помощи наравне с элементами безбарьерной среды жизнедеятельности является одним из мероприятий по адаптации объектов и услуг, с учетом особых потребностей инвалидов, и в большей степени обеспечивает равенство их прав и равное участие в различных сферах жизнедеятельности.
- Данный алгоритм оказания ситуационной помощи разработан для обеспечения доступа инвалидам и лицам с ограниченными возможностями (далее – инвалиды) в зависимости от вида и степени выраженности нарушений функций организма к помещениям учреждения образования «Любанский государственный колледж» (далее – колледж) наравне с другими лицами.
- Алгоритм предназначен для практического применения в работе при оказании ситуационной помощи инвалидам, не имеющим возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, независимо от обеспечения доступности объекта, и распространяется на руководителя и работников колледжа.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ
Адаптация – приспособление среды жизнедеятельности с учетом особых потребностей инвалидов, включая обеспечение доступности, комфортности, безопасности и информационной среды жизнедеятельности посредством технических и организационных решений;
ассистивные устройства и технологии – устройства, оборудование, программное обеспечение, специальные технологии, иные вспомогательные средства, предусмотренные для полного или частичного преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, технические средства социальной реабилитации (кресла-коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.), инвалидов;
доступность – свойство здания, пространства, дизайна и планировки, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой;
доступность объектов и услуг – наличие необходимых условий для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа в общественные места, здания и сооружения с целью реализации их прав, получения необходимых услуг и осуществления повседневной жизнедеятельности;
жестовый язык – язык, на котором осуществляется коммуникация лиц с выраженным нарушением или утратой слуха и (или) речи посредством переводчика жестового языка или напрямую с лицами им владеющими;
инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими людьми;
разумное приспособление – необходимые и подходящие модификации и коррективы, вносимые, когда это нужно в конкретном случае, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами прав и свобод наравне с другими людьми;
ситуационная помощь – помощь, оказываемая инвалиду персоналом организации, оказывающей услуги, в целях преодоления барьеров, препятствующих ему посещать объекты и получать необходимые услуги наравне с другими гражданами;
ясный язык – форма отображения (воспроизведения) письменной, устной и иной информации, доступная для людей, испытывающих трудности в ее восприятии и понимании, предусматривающая преобразование такой информации в целях исключения сложных и заимствованных терминов и понятий, упрощения структуры высказывания, конкретизации, сокращения текста, расположения слов в определенной последовательности.
ОБЩИЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛИЦАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- Взаимодействие с инвалидами осуществляется на принципах гуманности, уважительности, вежливости, конфиденциальности, невмешательства в сферу личной жизни инвалида, преобладания индивидуального подхода к человеку.
- При общении с инвалидом необходимо обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему.
- При знакомстве с инвалидом или приветствии инвалида необходимо пожать ему руку.
- При встрече с инвалидом с нарушением зрения ему должны быть представлены все лица, находящиеся в помещении. Если происходит беседа в группе, такому инвалиду представляется, каждый, произносящий реплику.
- В случае предложения помощи необходимо дождаться, пока ее примут, лишь только после этого необходимо поинтересоваться, каким удобным для инвалида способом ее оказать. При этом четко следовать требованиям, изложенным инвалидом.
- При взаимодействии с инвалидом, имеющим нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, важно помнить, что индивидуальные технические средства помощи в передвижении (инвалидная коляска, костыли, трость и др.) – это категории личного пространства, поэтому прикасаться к ним необходимо только после получения разрешения со стороны инвалида.
- Передвигать инвалидную коляску необходимо медленно, так как она постепенно набирает обороты, и человек, находящийся в ней, может потерять равновесие. Инвалидную коляску нельзя толкать ногой, облокачиваться на нее.
- Передвижение инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо предварительно продумать для максимального исключения архитектурных, строительных барьеров.
- К несовершеннолетнему ребенку-инвалиду необходимо обращаться по имени и на «ты» только в случае знакомства, к взрослым лицам с инвалидностью – только по имени, отчеству. Разговор вести, не повышая силу голоса. Исключение в этом пункте делается только для слабослышащих.
- При общении с человеком, имеющим нарушения речи разной степени выраженности, необходимо обязательно дождаться конца его высказывания. Необходимо быть внимательным, не перебивать его, не договаривать вместо него.
- Избегать конфликтных ситуаций, контролировать собственные эмоции, обеспечить высокую культуру и этику общения и взаимодействия.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
- Оказание помощи должно осуществляться только с согласия инвалида после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка ее оказания непосредственно с инвалидом при посещении колледжа.
- При возможности необходимо уточнить характер и объем необходимой помощи до посещения инвалидом колледжа (при обращении инвалида по телефонным номерам, размещенным на сайте колледжа в соответствующих рубриках).
- Помощь на входе в корпуса колледжа должен оказать любой работник, в первую очередь, дежурный работник.
- Для оказания помощи при выходе из корпусов колледжа, передвижения внутри корпусов колледжа назначаются дежурные работники, способные оказать такую помощь.
- Осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство осуществляется только после согласия инвалида.
- В обязательном порядке осуществляется речевое сопровождение выполняемых действий.
- Оказание помощи должно носить непрерывный характер, т.е. информация о лице, нуждающемся в помощи, должна передаваться «по цепочке» от одного работника к другому в соответствии с разработанным алгоритмом.
- Оказание помощи не должно причинить вред, не должно быть навязчивым. При оказании помощи необходимо соблюдать нравственно-правовые нормы и принципы взаимодействия.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ИНВАЛИДОВ
1.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»: (инвалид передвигается на коляске, костылях)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи:
выходит, на улицу, открывает входные двери;
узнает цель посещения;
оказывает помощь при входе в здание;
сообщает руководству о посетителе с ограничением передвижения;
если получатель образовательных или иных услуг предварительно записан, сопровождает до нужного кабинета;
при обращении без записи, сообщает работникам о посетителе, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
сопровождает инвалида до выхода;
оказывает помощь при выходе из колледжа.
2.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» (инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)
2.1. Следует обозначить факт обращения к незрячему человеку назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;
подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения); при желании пожать руку, необходимо сказать об этом;
если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом;
при возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи;
если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно));
чтобы незрячий человек понял, что голос обращен к нему, тронуть его за руку и уже после этого говорить;
предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку;
предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник; не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет;
осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой;
следует описать кратко, где вы находитесь; предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;
не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив; при уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;
не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;
обращаться с собаками-поводырями нужно не так, как с обычными домашними животными – нельзя командовать, трогать, играть с собакой-поводырем;
при необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию;
всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему сопровождающему;
когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему;
при перемещении нужно предупредить собеседника;
при общении вполне нормально употреблять слово «смотреть», для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать;
при спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений.
2.2. Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи:
встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
узнает цель посещения;
предлагает помощь;
если посетитель соглашается на оказание помощи, то открывает входные двери;
помогает войти в здание;
если получатель услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);
при обращении без записи, сообщает о посетителе; сопровождает в кабинет для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);
по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете; при необходимости консультации другого специалиста сопровождает инвалида в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;
сопровождает инвалида до выхода;
оказывает помощь при выходе из колледжа.
3.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» (инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи:
встречает инвалида;
узнает цель посещения;
оказывает помощь при входе в здание;
сообщает руководству о посещении инвалида с целью организации использования ассистивных устройств и технологий;
если инвалид предварительно записан, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает специалистам об инвалиде, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
сопровождает инвалида до выхода;
оказывает помощь при выходе из колледжа.
4.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)
4.1. Порядок действий ответственного за оказание ситуационной помощи
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи:
встречает инвалида;
узнает цель посещения и нуждается ли он в услугах сурдопереводчика;
сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
во время пребывания инвалида в колледже сопровождает инвалида по территории, знакомит с письменной информацией о проводимых в колледже мероприятиях;
сообщает руководству о посещении инвалида с ограничением передвижения;
если инвалид предварительно записан, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает специалистам об инвалиде, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
оказывает помощь в заполнении документов;
по окончании приема сопровождает инвалида до выхода;
оказывает помощь при выходе из колледжа.
4.2. Правила взаимодействия, общения с человеком с нарушением слуха:
необходимо найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально;
расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света и т.д.);
убедиться, что собеседник смотрит на вас;
общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ;
для привлечения внимания, необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины);
говорить нужно спокойно, четко, ясно и ровно;
выражаться конкретно и ясно, вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным;
при использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику;
если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь.
- Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У» (инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи:
встречает инвалида;
узнает цель посещения;
сопровождает (оказывает помощь сопровождающим их лицам при возникающих затруднениях) и помогает ориентироваться (вход/выход);
сообщает руководству о посещении инвалида с нарушениями умственных функций;
если инвалид предварительно записан, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает специалистам об инвалиде, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
оказывает помощь в заполнении документов;
по окончании приема сопровождает инвалида до выхода;
оказывает помощь при выходе из колледжа.
